Carpathian Adventures. Часть 1

Отчет Антона Кулебы о путешествии по Карпатам.
Фото: Олег Кондратенко, Саша Проценко, Антон Кулеба

Тур, идея которого витала в головах был собран в рюкзак за несколько часов до отправления поезда, билеты на который приобретены в тоже утро. Лучшая поездка — это спонтанная поездка, хотя в горы нужно готовиться серьезно. Все, чего не доставало из снаряжения мы оперативно раздобыли у друзей.

carp-adv-2

У нас было серьезное желание отложить встречу с осенью в Киеве и 31-ого августа поезд уже вез нас в невиданные дали. В 9 утра мы прибыли на вокзал поселка Ворохта, находящийся на расстоянии 25км от подножия Говерлы (ближе поезда не подходят). Не зная, куда именно хотим, но поговорив с местными на рынке, мы поняли, что такси за 250 грн до базы “Заросляк” (до Говерлы 4км) — это не наш вариант. Увидев автобус (который ходит раз в час), не успев купить какой-либо еды, мы бросились к нему, расспрашивая садящихся пассажиров о маршруте. Направление в сторону Говерлы было достаточным основанием для поездки. В автобусе мы пристали к девушке с большим туристическим рюкзаком, спокойный и уверенный вид которой обычно присущий людям не раз бывавшим в горах. В процессе устного экскурса, пока мелькали елки за окнами скрипучего автобуса и холмы вырастали в горы, наш курс пал на Черную Гору 2020м. (Поп Иван), поворот на Заросляк остался позади, а карпатские тропы вели нас в село Ильцы, где нашу попутчицу встречал кавалер и где нам предстояло либо ждать маршрутку часа 2, либо идти пеши километров 12 и начинать восхождение, что заняло бы дня два. Мы не отслеживали момент с которого нам начало везти, но только мы разошлись с ребятами по магазинам, чтобы хоть что-нибудь съесть на завтрак и вышли с кофе и печеньем на крыльцо придорожного магазина, как увидели подъезжающий к остановке старенький микроавтобус-маршрутку мерседес и ребят, с которыми распрощались 10 минут назад, машущих нам руками и зовущих ехать с ними. Опять нужно было бежать но уже с кофе. Проехав пару километров, мы вышли в следующем селе, где все красоты горной деревни были на лицо: Черный Черемош, мелкий, чистый и быстро бегущий по каменному руслу, и горы покрытые зелеными лесами, и местные жители, приветствующие словами: “Доброго дня”. Мы шли вдоль реки, ребята рассказывали о местности и рафтинговой базе “Белый Слон”, где они работали и на которую направлялись; нам было по дороге.

carp-adv-3

Пройдя чуть более километра, заметив приближающийся сзади ЗИЛ, наши попутчики без колебаний на ходу договорились о том, что нас подвезут. Поездку в кузове грузовика мы явно не предполагали.

carp-adv-4

Ребята беспокоились за нас и все время советовали держаться за борты, но мы то и дело забывали о предостережениях, расхаживая по кузову и разглядывая все вокруг, успевая еще и фотографировать.

carp-adv-5carp-adv-6

По дороге мы подобрали еще попутчиков.

carp-adv-7

Прошло всего два с половиной часа и мы оказались в кемпе “Белый Слон”, где ребята описали нам возможные маршруты и дали подробную карту Карпат. Мы немного передохнули, освежились душем, взяли кипятка на чай, поблагодарили и отправились на Поп Иван.

carp-adv-8carp-adv-9

Подъем нам посоветовали начать с села Дземброня, что находится на высоте 700м над уровнем моря, в пяти километрах от рафтинговой базы. Туда мы и направились. День был ясный и теплый, дорога вела нас вдоль реки через горное ущелье в деревню без каких-либо указателей, но координаты (спасибо фотоаппарату Canon) дали знать, что мы на месте. Деревня как деревня, чисто, тихо, ни души. Увидев табличку “Тут продається бринза” на старом деревянном сарае, стоявшем вдоль улицы за едва заметной оградой, которыми окружены все здешние дворы, служащие скорее заграждением от скота, нежели от не прошенных гостей, поскольку таковых здесь нет. Внезапно мы вспомнили, что толком с поезда ничего не ели и в горы у нас с собой только рис да крупа кукурузная. Окликнув хозяина двора в пустоту, мы увидели с другой стороны улицы идущего нам на встречу мужчину с двумя ведрами воды. Засвидетельствовав свое почтение, мы предложили помощь, отдав ведра Олегу, указал куда их нести. Сказал, что плохо слышит, и повел нас в сарай, часто используя слово “йой”, вставляя его почти в каждом предложении, что звучало забавно. Постройка оказалась оборудована под производство и хранение сыра, который был повсюду: только начинающий брожение, подвешенный в марле и стекающий над ведром; разложенный на железных решетках для копчения, медленно доходивший над костром; уже готовые куски в форме хлеба, ожидавшие на полках, аккуратно разложенные и ждущие своих покупателей, все говорило о том, что хозяин любит и знает свое дело. Легкий дым от костра придавал солнечным лучам, проникающим сквозь щели в стенах из досок, отчетливые очертания, создавая в этом месте особую, мистическую атмосферу. Приятное общение и вкуснейшие сыры вызывали желание остаться на дольше в этом месте, но нас ждал подъем в горы.

carp-adv-10

Мы купили чуть меньше килограмма копченой брынзы и половину обычной, которой и пообедали, взяв по бутылке пива в местной продуктовой лавке. Познакомившись с польским туристом, сидевшим за соседним столиком на лужайке перед магазином, мы делились своими впечатлениями и планами, Поляк своими.

carp-adv-11

Через пол часа, прикупив две бутылки воды, мы вышли из села по направлению, которое указывала нам карта и туристы, время от времени спускавшиеся с гор, уставшие и румяные от еще летнего солнца. Подъем со старта оказался не простым и обещал хорошее испытание. Еще пол часа дороги и мы шли без футболок с тяжелыми рюкзаками, подчас обливаясь водой и уповая на возможный ручей или источник, которые как говорила карта и ребята с рафтинговой базы должны были встретиться на нашем пути.

carp-adv-12carp-adv-13carp-adv-14

Поднявшись на 1200м, воды у нас уже не осталось. Впереди была последняя надежда — одинокое ранчо, крайняя постройка, после которой только лес и горы. На подъеме, среди молодых сосен, привязанные на расстоянии друг от друга стояли и лежали коровы, почти незаметные в хвое. Можно было даже испугаться, завидев внезапно всплывающее рыжее пятно из неподвижной зеленой чащи. Чуть выше за оградой, на широком лугу, паслись лошади, хозяин был рядом с домом, занимаясь своими делами и ответил на самый интересующий нас вопрос: “где ручей?”. Еще немного выше и мы увидели длинный деревянный трубчатый водоотвод, по которому медленно, тонкой линией струилась кристально чистая вода.

carp-adv-15

После пополнения запасов воды мы вышли на плоский участок (1300м), от которого уходило две тропы в лес: резкий и быстрый подъем, и другой длиннее, более пологий и живописный. Солнце было еще высоко. Задача подняться на две тысячи в один день, вот так прямо с поезда, да еще и в незнакомой местности казалась достаточно оптимистичной. Мы не стали бросать жребий, какой тропой идти, выбрав более экономный для сил пологий подъем, и не пожалели.

carp-adv-16carp-adv-17

Далее следовал достаточно пологий подъем на 300 метров через лес по тропе, врезанной в крутой склон и выложенной камнями, в рукотворное происхождение, которой сложно поверить, а в природное тем более. Получается сказка какая-то, вот-вот и какой-нибудь персонаж Луиса Кэрролла должен был выйти нам на встречу из глубины, густо поросшего мхом, леса.

carp-adv-18

По дороге мы собирали сухие ветки, так как на 1700 метрах лес сменяли кустарники, а в отсутствии горелки без костра нам было не обойтись. Вскоре к и без того сказочной атмосфере леса прибавился отдаленный шум воды напоминающий водопад, который долго еще не показывался из-за густоты деревьев, плотной шапкой накрывающих эту часть склона. Вскоре тропа вывела нас к небольшой горной реке, шумно минующей пороги и камни на своем пути. Казалось, было видно её начало среди зелени и скал, немного выше по склону. Это и был один из притоков Дземброни, чей внушительный вид очаровал нас ранее.

carp-adv-19

Опустив ноги в холодную воду и отдохнув пару минут, сидя на камнях мы ощутили прилив сил, необходимых для решающего рывка, завершающей трети пути восхождения, которая была самым сложным отрезком.

carp-adv-20

Угол подъема увеличивался по мере приближения вершины. В таких случаях наверх лучше часто не смотреть, можно расстроиться.

carp-adv-21carp-adv-22

Мы миновали последнее место для ночлега, предложенное опытными ходоками. По их расчетам, в дневное время мы дальше просто не дошли бы. Но солнце еще позволяло нам рискнуть перейти через горный хребет. Нам хотелось увидеть закат во всей его красе и как можно выше. Собрав остаток сил, мы ускорились и награда не заставила себя долго ждать.

carp-adv-23

Нашим глазам предстал вид, сложно поддававшийся описанию словами; хотелось просто молчать, созерцая величие заходящего солнца за бесконечно тянувшиеся аж до горизонта горные вершины, выделяя неповторимые очертания каждой в этом залитом ярко-оранжевым светом небе. Все что было внизу перестало существовать, ни одна мысль не возвращала в город и его суету. Мы были частью всего этого: неба, земли, солнца и гор.

carp-adv-24

Солнце отдавало последние лучи света этому дню. Ветер на хребте давал понять, что место для лагеря нужно выбирать тщательно; небольшое углубление и более ровная земля под ногами — то, что нужно. Мы разделили обязанности: ребята ставили палатку, я разжег костер из собранных в лесу веток, с расчетом на приготовление завтрака. Лагерь уже стоял к тому времени, как в казанке приготовилась кукурузная крупа, отличным дополнением к которой послужила мелко нарезанная брынза и итальянские травы. Истощение организма было велико, особо и есть не хотелось, но и заставлять себя не пришлось, так как было вкусно. После чай и звездное небо, на два километра ближе чем обычно и без подсветки города. В километре от нас темным силуэтом возвышалась обсерватория на Поп Иване, как крепость, могущественный хозяин которой оберегает покой этих гор. Лежа под миллиардами маленьких светил, пытаясь охватить взором всю перспективу звездного неба, осознавая себя даже не секундой на фоне истории и даже не песчинкой в этом мире, чувство благодарности за то, что я имею в этой жизни, теплом разливалось по всему телу. Усталость брала свое, веки плавно закрывались и сознание стремительно уносило туда, куда телу не было дороги.

carp-adv-25

P.S. В 4 ночи я проснулся от, как мне показалось, раската грома, и вспомнил недавний рассказ местных о “горизонтальном дожде” на днях, и об опасности грозы на вершине…