Поход через Алешковские Пески

Отчет о пешем походе через Алешковские Пески.
Текст: Валентин Олехнович

Aлешковские пески (Олешковские пески) — песчаный массив, расположенный в 30 км к востоку от города Херсон. Массив имеет размер около 20 км в диаметре. Алешковские пески являются самым крупным песчаным массивом в Европе.

Прежде чем начать у меня ко всем огромная просьба – любой свой трип, поход, и т.д., продумывайте со всех сторон, особенно со стороны безопасности!

Идея пройти через «Украинскую пустыню» посещала наши головы очень давно, но как-то все ни руки, ни ноги не доходили. Наконец-таки определились с группой таких же авантюристов, как и мы. Решили идти небольшой компанией в 5 человек. Так-как я и мои друзья, с сложившимися обстоятельствами, не могли взять отпуск или отгулы на работе решили сделать экспресс тур на выходные. Главным атрибутом поездки была вода. Брали с расчётом 5 л на человека. Из вещей — минимальный набор, так как понимали, что придётся идти под солнцем, по песку, с монотонным пейзажем два дня и лишнее с собой брать не хотелось.

Выехали из Киева около 23.00 в пт. Сразу готовьтесь, что трасса Киев-Одеса в паршивом состоянии и требует немалой доли внимания с постоянными выездами на встречку и сужения дороги. От Киева в Херсон 550 км, но этот маршрут по времени занимает около 8 часов. Ехать лучше через Первомайск – на 250 км Одесской трассы нужно будет свернуть.

Город Херсон. Как оказалось, у них 3 автовокзала – Центральный, Южный и Пригородный. Машину мы оставили на центральном, и были крайне удивлены, что он нам не подходит. Времени оставалось мало, так как маршрутка на село Новая Маячка выезжала в 8 часов. Такси от одного автовокзала до другого стоило нам 50 грн. На автовокзале взяли билеты на автобус – 55 грн + при входе надо было заплатить за рюкзаки – 5 грн. Сразу надо водителю говорить, чтобы открыл багажник куда можно положить рюкзаки. Так как маршрут рейсовый, автобус тормозит на каждой остановке и предоставляет очень много дискомфорта как для вас, так и для окружающих. Маршрут очень длинный. Мы ехали 3 часа! В душном автобусе. Заезжая в каждый поселок, останавливаясь на каждой остановке. Уже после этой поездочки мы никуда не хотели идти. Автобус останавливается грубо говоря, в центре поселка.

От остановки до небольшой лесопосадки идти 4 км, но есть одна проблема, зайти в лес нужно через мусорную свалку. Можно пройти еще 3 км по дороге и зайти в лесополосу нормально, но это же не интересно. Пройти лесом нужно около 3 км. После чего начинаются пески.

IMG_3126 IMG_3127

В первый день было принято решение пройти больше половины. Маршрут по песку составлял около 14 км, с учетом поправок на отклонение. В первый день прошли 8 км пустыни. Пейзаж просто непередаваемый – везде песок, одинокие «оазисы», бегающие зайцы и ящерицы. Идти в такой среде очень тяжело. Так же по дороге встречались воронки от снарядов, так как это военный, как мы думали, не действующий полигон. Любителям уфологии пейзажи могут напомнить Зону 51.

Место для ночевки выбрали специально возле оазиса и воронки. Оазис – это источник дров, а в связи с жарой – сухих. Воронка от снаряда – дважды в одну и туже точку не стреляют. Красоту чистого ночного неба не передать – мы с друзьями просто-напросто остановились в отеле миллион звезд. Палатки укрыть от утреннего солнце негде было и из-за этого встали в 7 часов утра, часа два потратили на сборы и завтрак и снова в путь.

Снова барханы, песок и жара. Очень радовал тот факт, что сегодня идти меньше чем вчера, плюс израсходованная вода облегчила рюкзаки. Мы хотели выйти в поселок Раденск. Перед ним, как и в случае с Новой Маячкой была лесополоса, в которой браво спрятались наши военные и сделали себе базу, через которую, ясное дело никого не пропускают. Нужно было видеть их удивленные лица, когда мы нашли их «тайную дорогу», про которую никто не должен знать. Пообщавшись с их главным, мы пошли в обход базы. Очень хорошо, что он дал направления, чтобы не попасть на другие военные базы.

Наконец-то поселок и магазин. Местные начали расспрашивать – от куда мы такие красивые и с рюкзаками идем. Услышав в ответ через пустыню шли, они просто выпали. Да как же так – говорили они, — это же действующий полигон, на котором все время проходят учения. Вам просто повезло, что на эти выходные они проводят переоснащения, и поэтому не стреляют. Вот тут уже надо было видеть наше недоумение и шок. На вопрос, а почему же такое место не патрулируют и никого не пускают ответ был замечателен – так на сельраде объявление висит же.

На этом наш путь продолжался в сторону трассы, чтобы словить маршрутку или машину до Херсона. Ждать долго не пришлось, так как вечер воскресения и все едут домой. Маршрутка от Раденска до Херсона стоит 10 грн. Добравшись до машины мы решили заехать еще в одно место по дороге – Актовский каньон. Неописуемо красивое место. Гранитные скалы с тихим закатом под шум речки. Идеальное завершение тяжелого похода через пустыню.

Насладившись пейзажем и отдохнув, мы снова двинули в путь. С рассветом были в Киеве. И спустя пару часов сидели в скучных офисах вспоминая про отличное и опасное путешествие через Украинскую пустыню.

ВНИМАНИЕ! Еще раз хотим заметить, что в данный момент полигон действующий и мы не рекомендуем туда ходить!