Отчеты

Сванетия

Fe2C2J4VqVA

Текст : Маша Москалец

Труднее всего рассказывать о каком-либо городе, но ещё труднее рассказывать о горах. Всегда чувствуешь, что не в состояние поведать и сотой доли того, что хотела бы. Горы — это особый мир, они помнят прошлое, видят настоящие и выстоят перед будущим.

Все, кто отговаривал меня от затеи пойти в поход, просто никогда там не бывали. Билеты на самолёт в Грузию я купила за 5 месяцев, а за месяц поняла, что из нужного снаряжения у меня только тарелка и ложка. Тут и началось все самое интересное. В результате, в мой первый поход меня собрало 10 человек :)

На моих плечах оказалось 15 кг. После прибытие в Кутаиси было больше 5 часов езды в Мазери. Холодное утро, онемевшая шея, ноги и мысль в голове «а могла бы поехать на море.»
После сна, настроение улучшилось, а вкусный завтрак только закрепил это состояние.

KJ_ti76LjQo

Поход в #Сванетия #день1
Первый день отправились в радиалку на водопад. Я начинала осваивать ходьбу с треккинговыми палками и уже со страхом думала о рюкзаке и следующем дне!!

B2g3t6ehFXI

Мне доверили нести на группу 2 кг конфет, это был первый раз, когда наличие сладостей совсем не приносило удовольствие :)
Первые капли пота, лёгкая усталость, возле каждого ручья старалась нахлебаться воды на день вперёд. И все так мило, хорошо, а потом за 1 км до лагеря как начнётся дождь, как подует ветер. А я такая модная, одела пончо-дождевик, но.. Что-то пошло не так: пончо намокло, приклеилось ко мне и я, мокрая с ног до головы, шкандыбала в лагерь с очередной мыслю «а могла ведь поехать на море».
Теперь представьте картину: сижу я в красных штанишках с сердечками, обнимаю белку, жую орешки и наблюдаю, как края палатки начинают промокать, потому что никто не сделал растяжку. «Да зачем, дождя не будет» :)
Но Дождь сильнее и сильнее. Успели быстро поужинать и как мыши в норки. Всю ночь ливень, утром туман. Смотришь вокруг и где-то на подсознание понимаешь, что вокруг тебя горы, но дальше лагеря ничего не видно.

XK2X2m5NNdo

Поход в Сванетию. #день2
Завтрак. Я держусь бодрячком. Принимаю испытание природы как должное. Солнце подымается и дарит Надежды на хороший ходовой день.

tMdDo9tkzC0

8wZOiz33RB8

По плану набор высоты 1100 м.. После 200 м набора я поняла, что не правильно застегнула рюкзак, потому что ныли плечи и начало сводить лопатки. Как для первого похода я уверено топала вперёд, пока.. Снова не пошёл дождь. Себя запаковала в дождевик, рюкзак в мусорный пакет и полезла в гору дальше. Снова туман, группа растянулась, никого не видно. Про разметку грузины не сильно переживают, поэтому топтала тропинку где хотела. Это был мой первый и последний день, когда я думала, что смогу пройти поход в кроссах. Короче, говорить про букет эмоций, что переполнял меня очень тяжело. Ноги были ледяные, и я просто хотела тепла.
Наконец-то он, долгожданный перевал Гули (2954 м)!! То, что мы дошли, я поняла только благодаря столбу, в который уперлась лбом. Картина маслом: столб, я, Дима, Оля, Артём и Илона. Как ежики в тумане. Для галочки сделали фото на фоне туманного «ничего», а дождь так и лупит.
Вы знаете что такое отчаяние? Представьте, из последних сил ты тянешь рюкзак, сброс высоты даётся не легче, чем набор. Ты падаешь, едешь на заднице, рвёшь дождевик. Пытаешься перейти водопад, не видишь ничего дальше своей руки. А потом природа, так невзначай прибирает туман, и даёт тебе понять, что на перевале повернул не в ту сторону и снова спускаешься в Мазери. Что это? Слезы на моем лице? Честно, я старалась.. Нет-нет я не жалела о своем решение, просто очень замёрзла :(
Ночёвка на камнях и коровьем говне, вот она романтики :) Кстати, коровы — это самый большой демотиватор в горах. Ты идёшь, язык на бок, высота больше 2,5 тысячи метров, а они и тут, заразы, насрали..

Поход в #Сванетия #день3
Дима пытался разбудить нас в 6, но мы коварны. И даже фраза «тут очень красиво», меня не мотивировала. После вчерашних скитаний в тумане, наша группа разделилась на 2 части. Мы все находились на высоте 2,5 тыс метров, но по разную сторону перевала. В горах бывают тропинки, а бывают борозды от дождевых рек. Как раз по ним мы и лезли вверх наш «вертикальный километр». Моментами было страшно посмотреть на вершину, потому что вес рюкзака мог утянуть тебя вниз по склону.
Спустя пол часа долезли. Ноги промокли от росы, местами жарко, местами холодно. Но потом ты бросил взгляд на небо под ногами, и сразу усталость как рукой сняло. Вдалеке видно гору Лайла (самая высокая точка Сванского хребта), и совсем рядом можно лицезреть великую гору Ушба (самая сложная гора Кавказского хребта). Да кому надо та мокрая обувь, когда под ногами целый мир.
Быть почти на тысячу метров выше Украины, мозг не хотел понимать такое. По рации мы связались с Максом, Колей, Виталиком и Лешей. Даже увидели, стоя на перевале, их лагерь. Но перелом пространства в горах заставил нас идти к «да они вот рядом совсем» целый час.
Солнце припекало, куртки убежали в рюкзаки, а наша банда 9 человек отправились траверсом в сторону города Местия (так называемая столица Сванетии). «Все что вы видите в Местии и во всей Грузии построил Саакашвили», говорят грузины.
Траверс — водопады — болото -дорога — смотровая площадка с видом на Местию. А потом мы имели неосторожность спросить грузина короткий путь в город. Резкость спуска напоминала, как будто ты стоял на обрыве, и тебя толкнули в спину. Ветки в морду, «зато солнце не печёт», — старалась позитивно думать Маша. И вот грязный «цыганский табор» сидит в городском сквере, сушит на лавочке носки и усердно пытается найти free wi-fi. В Местии состоялась моя первая встреча с грузинской кухней. Заметка на будущее, тем, кто поедет в Грузию: перестаньте везде заказывать хачапури по аджарски. У каждого региона своя еда и свой хачапури.
Так же рекомендую попробовать харчо, лобио, кубдари, чурчхелу, хинкали и много разного омномном :) Сытых и довольных нас завезли чуть дальше в горы, чтобы мы монотонно не шагали по дороге, а отдыхали перед новым ходовым днём в горах.
Закат в горах словами не передать, поэтому просто поверьте, что лучше гор бывают только горы на закате и рассвете.

Поход в #Сванети #день4
На небе ни облачка. Походный день колеблется в 200-400 м набор и сброс высоты. Солнце так лениво пригревало бока, что идти куда-то была не охота.

eQU8bNE_Vdc

Рюкзак, после всех испытаний до, казался очень легким. Наконец-то все вещи и обувь высохли, а память даже немного стёрла былой ливень. Казалось, что весь поход была сопутствующая погода. Первая остановка село Адиши. Внимание сразу привлекает табличка «Супермаркет. Фастфуд» на высоте 2,400 м ;) А дальше, вдоль реки подошли почти под самый ледник. Команда была «ранний отбой», утром ждёт переход реки вброд. «Поход без костра — это не поход» легко так говорить, когда есть что-то выше чем лопухи. В итоге нашли два не догоревших кострища, снесли все дрова в лагерь и устроили, хотелось бы сказать big fire, но хватило аж спалить мусор :)

#день5
Не такой страшный брод, как о нем говорили. В нашей тройке, я, Николай и Лёша, я оказалась самой низкой, поэтому через реку меня почти перенесли. «Один командует и все делают шаг», — говорил Дима на инструктаже, но из-за ледяной воды, на один шаг Коли, я переставляла своими кутяпками дважды. Впереди новый перевал, где видна гора Тетнульд. Существует легенда про горы Ушба и Тетнульд.
Когда-то давно жили в этой местности красивая девушка и молодой и сильный юноша. Они очень полюбили друг друга. Но (так здесь случается) они оказались родственниками. Не близкими, но браки между родственниками запрещены. Родители были против их отношений и уж тем более свадьбы. Когда они поняли, что не смогут быть вместе, они превратились в горы. Могучую Ушбу и вечно белую, как невеста Тетнульд. И вот уже много веков стоят эти две горы друг на против друга, как знак вечной любви красивой девушки и сильного юноши. Вечер застал нас возле посёлка Ушгули. Из-за сильных снегов зимой село очень часто отрезано от внешнего мира, и находится один на один с горами.

DhkVVj3WoeQ

Поход в #Сванетия #день6
Иногда в походе просыпаешься от жары в палатке, иногда от холода, а иногда от того, что твою палатку жуёт корова :)

FpGAjADL0Ts

Моё крайнее утро в походе и радиалка к леднику Шкары. Образ Сванетии на фотографиях легко узнается по Сванским башням, их называют «кошки», как и любую башню в Грузии. В литературе часто пишут, что башни строились для обороны – от внешнего врага или от соседей. Однако все сваны единодушны в том, что внутренних войн в Сванетии никогда не было. Многие башни построены в эпоху Золотого века, когда в Сванетию никто не вторгался. В этот же день я попрощалась со своей группой (которая отправилась покорять гору Лайла) и провела вечер типичного туриста. Поселившись в гостевой дом и приняв горячий душ, пошла наминать хинкали. Когда официант увидел, что я кушаю хинкали не вилкой и ножом, а по всем правилам и руками, он был восторге :) Спасибо папе, за то, что передал мне эти жизненно необходимые знания!
Также, в тот вечер в Местии выпала возможность побывать на концерте фольклорной музыки. А после рюмки чачи (только в целях дегустации, ничего больше), даже испробовала Грузинские танцы. Уехать из Местии в Тбилиси можно только раз в день, в 7 утра.
Пережить 8 часов в маршрутке при +38, переубедить водителя, что «спасибо, мне не надо муж», и съесть арбуз весом 12 кг. Добро пожаловать в Тбилиси, детка :)

t2chkuHLDyQ

——
Я верно мечтаю, что снова. Ветер жизни туда занесёт, Где остатки тумана сырого, Выползают из каменных сот..

Дорогая Сванетия, я уже скучаю! С любовью, Маша.